Недостающее звено в лечении рассеянного склероза

Рассеянный склероз - довольно распространённое заболевание. В мире насчитывается около 2 миллионов больных рассеянным склерозом, в России — более 200 тысяч. Это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором поражается миелиновая оболочка нервных волокон головного и спинного мозга.

В ходе данного исследования подробно изучалась функция клеток – олигодендроцитов, взятых из тканей головного мозга человека и крыс. Олигодендроциты – это  наиболее многочисленная группа глиальных клеток, локализирующихся в центральной нервной системе. Их основная функция — миелинизация аксонов ЦНС.  Олигодендрогцит имеет множество отростков, каждый из которых оборачивает собой часть какого-либо аксона. В результате один олигодендроцит оказывается связан с несколькими нейронами. Тем самым обеспечивается изоляция аксона, и, как следствие ее — возможность быстрого  проведения нервных импульсов.

При рассеянном склерозе происходит  повреждение миелиновой оболочки,  вследствие этого  возникает нарушение работы мозга, а именно проведение сигналов. Сбой в работе иммунной системы  вызывает неврологические отклонения и разрушение олигодендроцитов. Так повреждения в процессе внутриутробного развития (например,  из – за кислородного голодания) могут привести к двигательным отклонениям  характерным для церебрального паралича. Ученые считают, что восстановить поврежденную миелиновую оболочку могут клетки-предшественники олигодендроцитов. В ходе исследования они пытались установить связь  между белком Axin2 и его влиянием на клетки-предшественники олигодендроцитов и сами олигодендроциты.

Ученые выяснили, что белок Axin2, находящийся в гене AXIN2 ,  играет важную роль в формировании клеток, вырабатывающих миелин. Так было зафиксировано наличие гена AXIN2 в поврежденных тканях головного мозга новорожденного в отличие от здоровых клеток. У крыс было отмечено присутствие гена в не зрелых клетках предшественниках по сравнению со зрелыми олигодендроцитами. Также  ученые обнаружили  медленное формирование клеток предшественников у крыс с низким уровнем белка Axin2.

Кроме того, было успешно протестировано химическое вещество XAV939, способное стабилизировать уровень Axin2  и привести к скорейшему восстановлению миелиновой оболочки. Применение данного вещества на примере крыс увеличило количество олигоденроцитов на поврежденных участках.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что ген AXIN2 является важным регулятором ремиелинизации.  Для получения более точных результатов еще потребуются дополнительные исследования уже применимые  к людям. Однако, данное открытие поможет ученым найти  не только новые методы лечения в данном направлении, но и эффективные лекарственные препараты.

Терапию рассеянного склероза проводят:

Опубликовано 26/08/2011

16/09/2011 Витамин B для лечения болезни Альцгеймера

Ученые установили, что ежедневный прием витамина В не только поможет предотвратить ухудшение памяти в пожилом возрасте, но и защитить от болезни Альцгеймера.. ..»